«Welcome to Ukraine»

Оговорюсь сразу, что я не являюсь философом в том смысле, что у меня нет профильного образования, поэтому все что будет сказано ниже, – мое сугубо личное восприятие, разбавленное информацией, взятой из разных источников. Вот теперь можно начинать !

Огюст Роден «Мыслитель»

"Что же такое философия?" Если брать классическую этимологию (происхождение) этого слова, то оно образуется от двух древнегреческих слов: "phílos" (любить, стремиться), "sophía" (мудрость) и значит "любить мудрость" или "стремиться к мудрости". Философ, соответственно, – тот кто эту самую мудрость любит или к ней стремится. Если верить написанному, то впервые слово "философия" было употреблено еще до нашей эры Пифагором, который называл себя не мудрецом, но "любителем мудрости" – философом. Таким образом, философия изначально предполагала не обладание истиной, но лишь стремление к ней.

Во времена Пифагора (а это примерно 500-ый год до нашей эры), философией называлась вся совокупность знаний об окружающем мире. Т.е. данное понятие включало в себя все основные дисциплины человеческого знания, хорошо знакомые нам сегодня: физику, математику, психологию, биологию, астрономию, химию, социологию и т.д. Именно поэтому Аристотель называл философию "первой наукой", а теолог Фома Аквинский – "матерью наук". Только в 16-17 веках (в эпоху Возрождения) отдельные дисциплины начинают постепенно отделяться от философии. Во многом это происходит благодаря формированию научного метода познания (принцип наблюдения, эксперимента, проверки гипотез). Именно он и становится своеобразной границей между философией и наукой. В 19-20 веках эта сегрегация (разделение) была завершена окончательно. Поэтому философию можно сравнить со стволом древнего дерева, от которого в разные стороны распространились мощные ветви (отдельные науки). А сами "корни дерева" (принципы мышления, логика, понятие истины) – остаются общими философскими основами для всех современных дисциплин.

Хочу привести здесь вольное "поэтическое" определение философии, сделанное одним из современных мыслителей: "Философия делит с религией желание выстроить целостную картину реальности и истолковать ее (объяснить), не прибегая к догматизму. Философия требует от нас состояться как личность. Есть момент в нашей жизни, когда мы должны «родиться во второй раз» – это наше духовное рождение. Оно не поддается законам физического, биологического и химического мира. Рождение личности – это не физика, не химия, не биология. А что это? Это философия ! Это определенный способ жизни: мышления и действия, который связан с нашей духовной зрелостью." По моему, – очень красиво сказано ! Если сформулировать по другому и короче, то можно сказать так: "Философия – это система понятий, принципов и методов, позволяющих искать истину: что на самом деле представляет из себя этот мир, что из себя представляю я и на что в этой связи я могу надеяться?".

Я могу выразить общее ощущение от философии, основанное на личном опыте, следующим образом: "философия – это все то, что всегда в остатке". (Помните утверждение о том, что все основные современные науки "отпочковались" от философии?) Что это значит более развернуто? Попробую пояснить мысль словами поэта Осипа Мандельштама, сказанными им по поводу стихотворного творчества: "Для меня в бублике ценна сама дырка. А как же быть с бубличным тестом? Ведь бублик можно слопать, а дырка останется. Настоящий труд – это брюссельское кружево, в нем главное – то, на чем держится узор: воздух, проколы, прогулы". Главный образ здесь, как мы понимаем – бубличное отверстие (дырка), как пресловутая "темная материя", которой вроде как и нет (ее нельзя зарегистрировать никакими приборами), но она присутствует. С философией также. Это то, от чего, в конечном счете, нельзя отмахнуться.

Итак, давайте более конкретно ! Философия размышляет об общих характеристиках (основаниях), понятиях и принципах действительности (бытия), и взаимоотношений человека с окружающим миром на основе этих характеристик. К традиционной сфере краеугольных вопросов, которыми занимается философия, обычно относят следующие:

  • Познаваем ли мир ?
  • Существует ли Бог ?
  • Что такое истина ?
  • Что есть добро и зло ?
  • Какова природа Человека ?
  • Что первично: материя или сознание ?
  • В чём смысл жизни ?

Некоторые из вопросов, перечисленных выше, относятся к так называемым "предельным основаниям" или "предельным вопросам", после которых уже нельзя "копнуть глубже". Например такой вопрос: "Почему существует мир?" (заметьте, вопрос звучит не как: "Что есть во Вселенной?", но – "Почему и, собственно, зачем вообще что-то существует?"). Поэтому философию иногда еще называют "наукой предельного".

Можно ввести еще один термин и сказать, что философия занимается трансцендентными вопросами и отчасти сама является наукой о трансцендентном. Примечание: трансценде́нтный (от латинского transcendens "переступающий", "выходящий за пределы") – то, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта. В широком смысле – как "потустороннее" то, что находится "по ту сторону" человеческого бытия и противоположное "имманентному" – "посюстороннему", находящемуся "по эту сторону" реальности.

Философия часто занимается вопросами, которые нельзя до конца доказать или опровергнуть и которые регулярно не укладываются в рамки только эмпирических (основанных на опыте) наук, но касаются границ нашего мышления, знания и существования. Можно сказать, что философия всегда выходит за рамки конкретных дисциплин, поднимается над частными вопросами, стремясь к целостному взгляду на мир. Именно эти особенности делают её трансцендентной по духу, хотя она активно пользуется такими научными инструментами как "логика" и "рациональность".

Немецкий философ Иммануил Кант говорил следующее: «Философия – есть здоровье разума, в этом ее воздействие». Не можем не согласиться с этой мыслью ! Ведь философия теснейшим образом связана с когнитивными функциями (умственными способностями) нашего мозга. Именно они позволяют нам воспринимать, обрабатывать и использовать информацию. К основным когнитивным функциям можно отнести следующие:

  • Внимание – умение сосредотачиваться и удерживать фокус
  • Память – сохранение и воспроизведение информации
  • Мышление – анализ, логика, решение задач
  • Речь – понимание и выражение мыслей словами
  • Восприятие – обработка информации от органов чувств
  • Воображение – создание образов в уме
  • Обучение – способность усваивать новое
  • Планирование – постановка целей и организация действий

Философия – это часто про оперирование абстракциями (абстрактными понятиями), которые нельзя потрогать, измерить, взвесить. А само "философствование" (размышление на уровне понятий) – это не только про продукт (результат осмысления), но и про процесс (рефлексию), когда комбинаторно задействуется весь, указанный выше, когнитивный аппарат (функции) нашего мозга. Именно на этом этапе мы начинаем обобщать (искать закономерности), классифицировать, строить модели, делать выводы и мыслить "вне конкретного случая".

Противоположностью абстрактного, соответственно, считается конкретное (или предметно-конкретное) мышление. Оно связано с наглядными предметами, конкретными ситуациями и действиями: опирающееся на практический опыт, ощущения, визуальные образы, а не на абстрактные понятия. Например: ребёнок видит мячик и думает, что мячик – это то, что можно катать и бросать (предметное мышление). А вот когда он позже осознаёт, что "игрушка" – это общее понятие (категория), включающее в себя: мячик, куклу, машинку, Sony PlayStation и т.д. – это и есть развитие абстрактного мышления.

Также можно сказать, что абстрактное мышление больше связано с теоретическими, а конкретное – с нашими практическими навыками.

  • Абстрактное мышление – теория
  • Конкретное мышление – практика

Здесь нужно обязательно оговориться: абстрактное мышление может быть не только теоретическим, но и использоваться в практике (например, в инженерии или экономике). Практическое мышление также может опираться на абстракции, особенно в планировании или принятии решений. Например: теоретик способен построить стройную систему взглядов или предсказать последствия ещё до того, как они проявятся на практике. Абстрактное мышление позволяет человеку выходить за пределы конкретного опыта, оперируя понятиями, идеями и теоретическими моделями. Оно лежит в основе науки, философии, логики – там, где важно увидеть общее, уловить закономерность, сформулировать принцип.

В отличие от этого, конкретное мышление тесно связано с непосредственным опытом, предметами и ситуациями из реальной жизни. Оно помогает действовать, решать задачи "здесь и сейчас", опираясь на наглядность, ощущение и практическую целесообразность. Например: практик не всегда объяснит, почему он поступает именно так, но сумеет решить задачу быстро и эффективно.

Если проводить аналогии дальше, то можно сравнить наше абстрактное (теоретическое) мышление с комплексом навыков, которые сейчас принято называть словосочетанием "soft skills" (мягкие навыки). Примечание: Soft skills – "мягкие" непрофессиональные навыки, которые относятся к личности, мышлению, общению и взаимодействию с другими. Они не связаны напрямую с конкретной профессией, но влияют на то, как человек работает, учится и общается: то что обычно формируется через опыт и развитие личности.

К "мягким" навыкам можно отнести умение рассуждать, видеть взаимосвязи, обобщать, строить логические и концептуальные модели. Вот примеры классических soft skills в виде наглядного списка:

  • Коммуникабельность – умение ясно выражать мысли, слушать и понимать других
  • Критическое мышление – анализ, оценка, аргументация
  • Эмоциональный интеллект – понимание и управление своими эмоциями и эмоциями других
  • Работа в команде – сотрудничество, способность учитывать чужие точки зрения
  • Стрессоустойчивость – способность сохранять эффективность под давлением
  • Гибкость, адаптивность – быстрое приспособление к новым условиям
  • Тайм-менеджмент – умение организовать своё время
  • Креативность – способность к нестандартному мышлению

По этой же аналогии наше конкретное (практическое или предметное) мышление подпадает под определение "hard skills" (жесткие навыки). Примечание: Hard skills – "жёсткие", профессиональные навыки. Это конкретные, измеримые умения, приобретаемые человеком через обучение, практику и опыт и которые необходимы для выполнения определённых профессиональных задач: то что обычно подтверждается дипломами, сертификатами, тестами, портфолио и т.п.

"Жесткие" навыки определяются тем, что можно "увидеть" или "осязать" Например: написать программный код, провести анализ, собрать конструкцию, приготовить еду. Оно связано с практикой и результатом. Небольшой список навыков здесь может выглядеть следующим образом:

  • Конкретное действие
  • Применение инструмента
  • Выполнение понятной задачи
  • Непосредственный результат

Хард-скилл проще измерить, а софт-скиллы (как и абстрактное мышление в целом) трудно поддается учету, но эти навыки незаменимы в аналитике, лидерстве, стратегии, коммуникации, философии и науке. Например: умение адекватно донести идею часто не менее значимо, чем сама идея.

Если попытаться сравнить перечисленные выше аналогии между собой, то можно сказать, что абстрактное мышление – это условный "внутренний софт-скилл": оно формирует мышление, обогащает коммуникацию и стратегическое видение. А предметное мышление – это как "когнитивный хард-скилл", дающий основу для точных действий и решений.

Соединение же конкретной и абстрактной составляющих (их взаимодействие) делает наше мышление по-настоящему целостным. Наибольшую ценность представляет человек, в котором соединяются оба эти типа мышления. Теоретическая глубина, дополненная практическими навыками, позволяет не только понимать людей и окружающий нас мир, но и грамотно выстраивать свое взаимодействие с ним. Помните? – "...что на самом деле представляет из себя этот мир, что из себя представляю я и на что в этой связи я могу надеяться." Именно в этом, по моему мнению, и заключается подлинная зрелость ума.

Если Вам показалось, что в предыдущих абзацах было недостаточно слова "философия", то это не значит, что мы отклонились от темы. Просто философия настолько тесно связана с процессом нашего повседневного мышления, являясь его неотъемлемой частью, что воспринимать ее как что-то отдельное от нас или как что-то искусственное, – представляется странным и противоречащим самой её природе. Это как важная часть нашего организма. Другое дело, что, к сожалению, не все в полной мере ей пользуются, но это вопрос отдельной статьи. С точки зрения практической полезности, философию можно сравнить с хорошим тренажером для мозга (мы ведь согласны с тем, что наше тело нужно тренировать, чтобы оно исправно и долго функционировало?), вот и с мозгом то же самое.

Немецкий писатель Герман Гессе в одном из своих произведений сказал: "Можно передать знание, но нельзя передать мудрость". По моему мнению, одна из основных задач философии всегда и состояла в "передаче мудрости" между отдельными людьми и целыми поколениями. Некоторый парадокс философии состоит в том, что соприкасаясь с ней, мы не только находим решение волнующих нас вопросов, но часто получаем ответы на те, которые ещё не были заданы. А иногда и на другие: о существовании которых мы до этого даже не подозревали. Другими словами, мы начинаем находить ответы еще до того, как успеваем осознать, какие вопросы вообще стоило задать. Например: Человек спрашивает: "Как быть счастливым?", а философия объясняет ему "Что такое благо?" или "В чём состоит природа желания?". Задумывается о выборе профессии, а сталкивается с вопросом "Что делает человеческую жизнь стоящей?".

Философия – это не просто фонарик в тёмной комнате, а ещё и вопрос о самой комнате, о том, почему она тёмная, и что будет, если выглянуть за дверь? Когда мы занимаемся философией – читаем, размышляем, обсуждаем – мы:

  • Выходим за рамки повседневного мышления
  • Сталкиваемся с другими точками зрения
  • Встречаемся с фундаментальными вопросами, которые не лежат на поверхности

Философия – это инструмент нашего познания окружающего мира. И в этом – одна из самых ценных ее сторон: она делает наше мышление глубже, порождает в мозгу новые связи, поднимает нас над обыденным. Философия не просто отвечает на вопросы, а дает возможность видеть иначе (расширяет наш спектр восприятия действительности), и именно в этом её сила. Так что если Вы готовы к этим... "непредвиденным последствиям" – получать ответы на вопросы, которых не задавали и о существовании многих из которых даже не догадывались, – милости просим на борт этого "философского парохода"

Из всего сказанного выше, я надеюсь, следует, что философствование (как высшая форма умственного процесса) – это неотъемлемая часть человеческого существования, потому что человек по своей природе – мыслящее, задающее вопросы существо (вспомните себя в детстве). Стремление к пониманию себя, других и мира вокруг (постижению действительности) заложено в самой природе человеческого ума. Многие наверняка слышали выражение: "Важно не то, что с тобой происходит, а то, как ты на это реагируешь". Кто-то скажет: "практическая житейская мудрость", кто-то – "философия", но почти две тысячи лет назад эту мысль сформулировал бывший римский раб и философ-стоик Эпиктет.

Философия – это: не про "думать о сложном" в конкретный момент времени: вот мы уединяемся в комнате, садимся за стол, сосредотачиваемся и на протяжении нескольких часов занимаемся философией. Философия – это про "думать вообще", про нашу с вами жизнь, про внутренний акт человека, который не может не задаваться вопросами. Это способ постигать, сравнивать, осмысливать и, в конечном счете, – преодолевать поверхностность. Поэтому философствование – это не факультатив, а способ существования (бытия) Человека ! Возможно именно это и имел в виду древнегреческий философ Сократ, когда говорил: "Непроверенная жизнь не стоит того, чтобы её прожить" – то есть акт постижения (философской рефлексии) абсолютно необходим для осмысленной жизни, т.е. – жизни, наполненной смыслом. Как бы подхватывая эту мысль, через две тысячи лет Кант напишет: "Имей мужество пользоваться собственным умом !". Чего я искренне всем нам и желаю.

P.S. Некоторые из современных философов отмечают, что в последнее время (10-15 лет) наметился определенный устойчивый интерес к философии среди непрофильных специалистов ("обычных" людей). Лично у меня нет оснований не доверять или сомневаться в справедливости подобных утверждений. Был бы даже рад ! Несколько омрачают мой оптимизм воспоминания о 90-ых годах прошлого века, когда многие окружающие меня люди внезапно заинтересовались экстрасенсами, контактерами с инопланетными цивилизациями и т.п. Поймите меня правильно: я ни в коем случае не хочу приравнять философа к гадалке. Я просто хочу напомнить, прежде всего себе, что смутные времена часто порождают потребность в чудесах, а опасность массовой фрустрации, когда волшебство не совершается, мы хорошо понимаем. Но философия – это не про "чудо" и не про "ответы на все вопросы". А что делать, если очередной "запрос на чудо" уже сформировался? И не в масштабах отдельно взятой страны, а более глобально? Если люди начинают искать в философии своеобразное убежище от действительности? Как говорит один мой коллега: "Подумайте об этом на досуге..."


Вернуться назад

Колонка автора

07.11.2024




25.06.2024
Когда-то давно создал и вел этот проект. В связи с потерей интереса и нападением России на Украину, ...

27.05.2024
Один философ хорошо сформулировал: "Только две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом – ...

Категории новостей:
  • Все записи (6)
  • Случайное фото

    Случайный афоризм

    Не воспринимай жизнь всерьез, все равно живым тебе из нее не выбраться (Элберт Хаббард)

    Список фильмов

    Подборка кинофильмов разной тематики, но, по большей части, таких... кислородных фильмов

    Перейти к:

    Список книг

    Кто-то хорошо сказал: "Люди, которые читают мало хороших книг, просто не знают что они пропускают" ☺

    Перейти к: Скачать

    Список файлов

    Разные файлы, которые были "размазаны" по всему сайту, теперь собраны на одной странице

    Перейти к:
    © 2023-2025 Проект «Логос», сайт работает на: Kandidat CMS, (0.0314 сек.)