Оговорюсь сразу, что я не являюсь философом в том смысле, что у меня нет профильного образования, поэтому все что будет сказано ниже, – мое сугубо личное восприятие, разбавленное информацией, взятой из разных источников. Вот теперь можно начинать !
"Что же такое философия?" Если брать классическую этимологию (происхождение) этого слова, то оно образуется от двух древнегреческих слов: "phílos" (любить, стремиться), "sophía" (мудрость) и значит "любить мудрость" или "стремиться к мудрости". Философ, соответственно, – тот кто эту самую мудрость любит или к ней стремится.
Если верить написанному, то впервые слово "философия" было употреблено еще до нашей эры Пифагором, который называл себя не мудрецом, но "любителем мудрости" – философом. Таким образом, философия изначально предполагала не обладание истиной, но лишь стремление к ней.
Философия размышляет об общих характеристиках (основаниях), понятиях и принципах действительности (бытия), и взаимоотношений человека с окружающим миром на основе этих характеристик. К традиционной сфере вопросов, которыми занимается философия, обычно относят следующие:
Некоторые из вопросов, перечисленных выше, относятся к так называемым "предельным основаниям" или "предельным вопросам", после которых уже нельзя "копнуть глубже". Например: "Почему существует мир?" (заметьте, вопрос звучит не как: "Что есть во Вселенной?", но – "Почему и, собственно, зачем вообще что-то существует?"). Поэтому философию иногда еще называют "наукой предельного".
Можно ввести еще один термин и сказать, что философия занимается трансцендентными вопросами и отчасти сама является наукой о трансцендентном.
Примечание: трансценде́нтный (от латинского transcendens "переступающий", "выходящий за пределы") – то, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта. В широком смысле – как "потустороннее" то, что находится "по ту сторону" человеческого бытия и противоположное "имманентному" – "посюстороннему", находящемуся "по эту сторону" реальности.
Философия часто занимается вопросами, которые нельзя до конца доказать или опровергнуть и которые регулярно не укладываются в рамки только эмпирических (основанных на опыте) наук, но касаются границ нашего мышления, знания и существования. Можно сказать, что философия всегда выходит за рамки конкретных дисциплин, поднимается над частными вопросами, стремясь к целостному взгляду на мир. Именно эти особенности делают её трансцендентной по духу, хотя она активно пользуется такими научными инструментами как "логика" и "рациональность".
Немецкий философ Иммануил Кант говорил следующее: «Философия – есть здоровье разума, в этом ее воздействие». Не можем не согласиться с этой мыслью !
Ведь философия теснейшим образом связана с когнитивными функциями (умственными способностями) нашего мозга. Именно они позволяют нам воспринимать, обрабатывать и использовать информацию. К основным когнитивным функциям можно отнести следующие:
Философия – это часто про оперирование абстракциями (абстрактными понятиями), которые нельзя потрогать, измерить, взвесить. А само "философствование" (размышление на уровне понятий) – это не только про продукт (результат осмысления), но и про процесс (рефлексию), когда комбинаторно задействуется весь, указанный выше, когнитивный аппарат (функции) нашего мозга. Именно на этом этапе мы начинаем обобщать (искать закономерности), классифицировать, строить модели, делать выводы и мыслить "вне конкретного случая".
Противоположностью абстрактного, соответственно, считается конкретное (или предметно-конкретное) мышление. Оно связано с наглядными предметами, конкретными ситуациями и действиями: опирающееся на практический опыт, ощущения, визуальные образы, а не на абстрактные понятия.
Например: ребёнок видит мячик и думает, что мячик – это то, что можно катать и бросать (предметное мышление). А вот когда он позже осознаёт, что "игрушка" – это общее понятие (категория), включающее в себя: мячик, куклу, машинку, Sony PlayStation и т.д. – это и есть развитие абстрактного мышления.
Также можно сказать, что абстрактное мышление больше связано с теоретическими, а конкретное – с нашими практическими навыками.
Здесь нужно обязательно оговориться: абстрактное мышление может быть не только теоретическим, но и использоваться в практике (например, в инженерии или экономике). Практическое мышление также может опираться на абстракции, особенно в планировании или принятии решений. Например: теоретик способен построить стройную систему взглядов или предсказать последствия ещё до того, как они проявятся на практике.
Абстрактное мышление позволяет человеку выходить за пределы конкретного опыта, оперируя понятиями, идеями и теоретическими моделями. Оно лежит в основе науки, философии, логики – там, где важно увидеть общее, уловить закономерность, сформулировать принцип.
В отличие от этого, конкретное мышление тесно связано с непосредственным опытом, предметами и ситуациями из реальной жизни. Оно помогает действовать, решать задачи "здесь и сейчас", опираясь на наглядность, ощущение и практическую целесообразность. Например: практик не всегда объяснит, почему он поступает именно так, но сумеет решить задачу быстро и эффективно.
Если проводить аналогии дальше, то можно сравнить наше абстрактное (теоретическое) мышление с комплексом навыков, которые сейчас модно называть словосочетанием "soft skills" (мягкие навыки).
Примечание: Soft skills – "мягкие" непрофессиональные навыки, которые относятся к личности, мышлению, общению и взаимодействию с другими. Они не связаны напрямую с конкретной профессией, но влияют на то, как человек работает, учится и общается: то что обычно формируется через опыт и развитие личности.
К "мягким" навыкам можно отнести умение рассуждать, видеть взаимосвязи, обобщать, строить логические и концептуальные модели. Вот примеры классических soft skills в виде наглядного списка:
По этой же аналогии наше конкретное (практическое или предметное) мышление подпадает под определение "hard skills" (жесткие навыки).
Примечание: Hard skills – "жёсткие", профессиональные навыки. Это конкретные, измеримые умения, приобретаемые человеком через обучение, практику и опыт и которые необходимы для выполнения определённых профессиональных задач: то что обычно подтверждается дипломами, сертификатами, тестами, портфолио и т.п.
"Жесткие" навыки определяются тем, что можно "увидеть" или "осязать" Например: написать программный код, провести анализ, собрать конструкцию, приготовить еду. Оно связано с практикой и результатом. Небольшой список навыков здесь может выглядеть следующим образом:
Хард-скилл проще измерить, а софт-скиллы (как и абстрактное мышление в целом) трудно поддается учету, но эти навыки незаменимы в аналитике, лидерстве, стратегии, коммуникации, философии и науке. Например: умение адекватно донести идею часто не менее значимо, чем сама идея.
Если попытаться сравнить перечисленные выше аналогии между собой, то можно сказать, что абстрактное мышление – это условный "внутренний софт-скилл": оно формирует мышление, обогащает коммуникацию и стратегическое видение. А предметное мышление – это как "когнитивный хард-скилл", дающий основу для точных действий и решений.
Соединение конкретной и абстрактной составляющей делает наше мышление по-настоящему целостным. Наибольшую ценность представляет человек, в котором соединяются оба эти типа мышления. Теоретическая глубина, дополненная практическими навыками, позволяет не только понимать окружающий нас мир, но и грамотно взаимодействовать с этим миром. В чем, по нашему мнению, и заключается подлинная зрелость ума.
Если Вам показалось, что в предыдущих абзацах было недостаточно слова "философия", то это не значит, что мы отклонились от темы. Просто философия настолько является частью нашего процесса повседневного мышления, что воспринимать ее как что-то отдельное от нас, как что-то искусственное, – представляется странным и противоречащим самой её природе. Это как важная часть нашего организма. Другое дело, что, к сожалению, не все в полной мере ей пользуются, но это вопрос отдельной статьи. С точки зрения практической полезности, философию можно сравнить с хорошим тренажером для мозга (мы ведь согласны с тем, что наше тело нужно тренировать, чтобы оно исправно и долго функционировало?), вот и с мозгом то же самое.
Некоторый парадокс философии состоит в том, что соприкасаясь с ней, мы не только находим решение волнующих нас вопросов, но часто получаем ответы на те, которые ещё не были заданы. А иногда и на другие: о существовании которых мы до этого даже не подозревали. Другими словами, мы начинаем находить ответы еще до того, как успеваем осознать, какие вопросы вообще стоило задать. Например: Человек спрашивает: "Как быть счастливым?", а философия объясняет ему "Что такое благо?" или "В чём состоит природа желания?". Задумывается о выборе профессии, а сталкивается с вопросом "Что делает человеческую жизнь стоящей?".
Философия – это не просто фонарик в тёмной комнате, а ещё и вопрос о самой комнате, о том, почему она тёмная, и что будет, если выглянуть за дверь? Когда мы занимаемся философией – читаем, размышляем, обсуждаем – мы:
В этом – одна из самых ценных сторон философского мышления: оно раздвигает поле (глубину) нашего восприятия, порождает в нашем мозгу новые связи, поднимает нас над обыденным. Философия не просто отвечает на вопросы, а дает возможность видеть иначе (расширяет наш спектр восприятия мира), и именно в этом её сила. Так что если Вы готовы к этим... "непредвиденным последствиям" – получать ответы на вопросы, которых не задавали и о существовании многих из которых даже не догадывались, – милости просим на борт этого "философского парохода" ☺
Из всего сказанного выше, я надеюсь, следует, что философствование (как высшая форма умственного процесса) – это неотъемлемая часть человеческого существования, потому что человек по своей природе – мыслящее, задающее вопросы существо (вспомните себя в детстве). Стремление к пониманию себя, других и мира вокруг (постижению действительности) заложено в самой природе человеческого ума. Философия – это: не про "думать о сложном", а про "думать вообще", про внутренний акт человека, который не может не задаваться вопросами. Это способ постигать, сравнивать, осмысливать и, в конечном счете, – преодолевать поверхностность. Поэтому философствование – это не факультатив, а способ существования (бытия) Человека !
Сократ говорил, что "Непроверенная жизнь не стоит того, чтобы её прожить" – то есть акт постижения (философской рефлексии) абсолютно необходим для осмысленной жизни, т.е. – жизни, наполненной смыслом. Как бы подхватывая эту мысль, через две тысячи лет Кант напишет: "Имей мужество пользоваться собственным умом !". Чего я искренне всем нам и желаю !
Лень обычного человека - это не грех, а совершенно необходимое средство нейтрализации кипучей активности руководящих им дураков (Стас Янковский)